Кампанула ( Колокольчик ). Это растение относится к семейству колокольчиковых.
Влияние луны на человекаВсе мы предполагаем, что на нашей земле и в нашей жизни
Мне часто приходится заставлять себя действовать, и не всегда получается. ...
Маски для лица рекомендуется делать дамам ,которым уже больше, чем 25 лет,чтобы
Сейчас самое время, подумать как освежить кожу лица. Для этого можно сделать ...
Весна. Первые солнечные деньки, первая молодая травка, первые весенние ...

Разве христианам нужны эти сказки

Разве христианам нужны эти сказки Вопрос мой касается того, как христианину балансировать на тонкой грани между чрезмерной узостью взглядов с одной стороны — и «толерантной» широтой взглядов с другой стороны.

Вопрос родился вот как: обычно я приезжаю на новый год к родителям (они неверующие). Традиционно проводим досуг за просмотром различных фильмов (чаще фантастических). В этот раз я как-то особенно ясно поняла, что мне больше не интересно… Неинтересны фантастические теории о смысле мира и человека, неинтересно обсуждать эти идеи с мамой. У нас с ней интерес к научной фантастике всегда был общей темой, тем, о чем мы могли увлеченно беседовать, с подтекстом «а вдруг так на самом деле?…» А сейчас я просто знаю: «Нет, не так на самом деле, а только так, как учит Господь через Писание. Так и не иначе» — и я вдруг почувствовала эту уверенность как ущербность и бескрылость мысли. В конце концов, (говорит мне мысль), это просто скучно. Пусть правда у Христа, но любоваться и говорить об интересных идеях — разве преступление?

Это касается, конечно, не только фильмов, но и книг, и всего искусства.

Я художник, и для меня вопрос «свободы искусства» всегда стоит как-то особо остро, когда искусство сталкивается с верой.

Что это? Не фанатизм ли? И как правильно держать баланс в подобных вопросах?

Ответить мы попросили редактора отдела культуры Виталия Каплана, который не только журналист, но и писатель-фантаст:

Фантастика и фэнтези: разве христианам нужны эти сказки?Без всякой иронии: автору письма многие верующие люди позавидовали бы — у нее, воцерковленной православной христианки, есть общая почва для общения с неверующей мамой (а именно, интерес к научной фантастике). Отталкиваясь от этой темы, можно уже постепенно переходить к обсуждению более важных вещей — этических и духовных. Когда начинающий воцерковляться человек пытается «миссионерить» своих близких, это чаще всего оборачивается неудачей — потому что говорит он с ними на языке, пока им чуждом, непонятном. А тут — есть общий язык, и если уж этим общим языком оказалась фантастика — значит, за нее и нужно зацепиться, надо обсуждать с мамой прочитанные книги, смотреть с нею вместе фильмы. А потом разговаривать об этом, стараясь ненавязчиво дать христианский взгляд на поднятые в книгах и фильмах вопросы.

Но чтобы это получилось, автору письма стоит глубже разобраться и в том, что такое фантастика как направление в искусстве, и как вообще с христианской точки зрения соотносятся свобода творчества и верность Христу.

Это важный вопрос, который стоит не только перед творческими людьми, но и перед каждым всерьез верующим человеком. Какие границы вера ставит нашему воображению? И есть ли они вообще?

Да, есть. Потому что если мы христиане, если всё, происходящее с нами и внутри нас, мы сверяем с Евангелием, с учением Церкви — неизбежно окажется, что не все наши фантазии, не все игры нашего воображения согласуются с христианским вероучением.

Но как понять, где проходит «красная черта»? Существует ли какой-то единый, общезначимый ответ для всех? Можно ли составить список «запретных тем», «запретных идей», «запретных художественных приемов»? Очевидно, что нет — поскольку все люди разные, у каждого свой путь духовного развития, и что одному вполне допустимо, другому может оказаться вредным. Втиснуть литературу и искусство в прокрустово ложе «душеполезного» — не самая лучшая идея. Не самая лучшая — и не самая новая. На протяжении всей церковной истории то и дело происходили попытки запретить (из самых благочестивых соображений) то одно, то другое — и в конечном счете такие запреты приводили к лицемерию одних, жестокости других и безверию третьих.

Поэтому решения тут могут быть только личные. Если я осознал, что мне вот эта книга неполезна, я не буду ее читать. Если я чувствую, что если посмотрю вон тот фильм, на душе у меня будет гадко — я не стану его смотреть. Но избави меня Боже навязывать свою точки зрения другим! Конечно, я могу делиться с ними своим мнением, могу объяснять, что мне здесь не нравится, но нельзя требовать от них — апеллируя к христианству! — не читать, не слушать, не смотреть. Это и посягательство на чужую свободу, и психологическая манипуляция. Механизм тот же, что и когда подростка берут на «слабо». Там — если ты мне не подчинишься, ты ничтожество. Здесь — если ты мне не подчинишься, не поступишь, как я советую, значит, ты плохой христианин, ты позорище. А быть позорищем мало кому хочется.

Как же понять, какова именно твоя мера допустимого? Лучше, конечно, решать это с духовником — если он есть и если ты ему действительно доверяешь. Но и духовники такие не у всех имеются, и не каждый христианин способен на такое послушание, да и от ошибок никакой духовник не застрахован. Вспомним известную историю о преподобном Иоанне Дамаскине, которому его наставник в монастыре запретил сочинять духовные песнопения, и только прямое вмешательство Пресвятой Богородицы убедило наставника отменить свой запрет. Поэтому даже если мы всецело доверяемся в таких вопросах духовнику — то решение о том, чтобы ему довериться и послушаться, мы все равно принимаем сами.

А это значит, что личная мера допустимого — это всегда зона риска. Здесь нет формулы, куда подставишь свои данные и получишь правильный результат. Ориентироваться тут можно только косвенно, наблюдая за своим духовным состоянием, за отношением к людям, к Церкви, к молитве. Иногда можно, трезво взглянув на себя, заметить связь между, например, увлечением каким-то сериалом и холодностью по отношению к ближним, между привычкой к какому-то стилю в музыке — и нежеланием ходить в храм. Но такое если и увидишь, то вовсе не сразу.

Теперь от этих общих соображений перейдем конкретно к тому, что вызывает недоумения у автора письма — то есть к фантастике. Действительно, если проанализировать идеи, лежащие в основе большинства фантастических книг и фильмов, легко увидеть их несоответствие православной догматике. Будь то путешествия во времени, будь то параллельные миры, будь то альтернативная история… а уж о фэнтези и непременной для этого жанра магической составляющей я и не говорю. Вопрос, как это воспринимать с христианских позиций?

Во-первых, надо учитывать, что перед нами — не богословские трактаты. Это художественные произведения, они не претендуют на то, чтобы учить нас тому, как устроен мир. И этим они отличаются от разного рода эзотерической литературы, начиная от древних гностиков и заканчивая современными оккультистами. «Сказка — ложь». Строго говоря, большинство народных и литературных сказок тоже не очень-то соответствуют церковному вероучению. Попробуйте проанализировать с догматических позиций, например, «Сказку о царевне-лягушке» или «Дюймовочку». Следуя такой логике, отказаться нужно вообще от любой культуры, кроме церковной. Но кончится такой отказ тяжелыми духовными заболеваниями, потому что только достигшие святости совершенно не нуждаются в светской культуре. Среди нас, воцерковленных православных людей, таких, мягко скажем, маловато.

Во-вторых, если мы не просто называем себя христианами, но и хорошо знаем свое вероучение, то вряд ли нашу веру может смутить книга или фильм, в котором звучит что-то «крамольное». Напротив — такие произведения могут послужить нам пищей для ума, для духовного анализа. И речь не о том, чтобы с высот православного богословия расставить авторам оценки — тут недопонял, там ошибся, здесь в трех соснах заблудился. Речь о другом — догадаться, почему автор пришел к ошибочной, с нашей точки зрения, мысли, что могло на него повлиять, как эти ошибочные мысли связаны и с его личными особенностями, и с особенностями его эпохи, его культуры. Такие размышления нам нужны не для того, чтобы над кем-то надмеваться, а чтобы лучше понимать людей, понимать время, в которое живем, понимать прошлое. Чем лучше мы это будем понимать, тем больше застрахованы от собственных ошибок и падений.

В-третьих, в большинстве фантастических произведений самое главное — это не фантастический антураж, не звездолеты и лучеметы, не эльфы и нуль-транспортировка, а отношения людей. Воспринимая такое произведение, нужно выделять суть из фона, нужно видеть не просто сцену с декорациями, а тот спектакль, который в этих декорациях ставится. Просто декорации подчас позволяют более четко высветить какой-то межличностный конфликт, какую-то социальную проблему. «Сказка ложь, да в ней намек». Вот именно ради этого намека все и писалось/снималось/рисовалось. Фантастика, в особенности современная, вовсе не тщится рассказать нам о том, «как всё на самом деле», не раскрывает нам тайны устройства вселенной. Она о том, на самом деле происходит с нами. Как мы любим и боимся, как надеемся и предаем, как верим и теряем веру, чего ждем от будущего и как осмысляем прошлое. Да, то же самое можно раскрывать и средствами реалистического искусства, но с помощью фантастики это нередко удается лучше, доходчивее.

И, наконец, что касается «бескрылости мысли» христианского вероучения по сравнению с яркостью идей научной фантастики. С чего вдруг «бескрылость»? Такое ощущение может возникать только от недостаточного знакомства с христианским богословием. Уверяю, чем больше читать серьезной богословской литературы, чем глубже вникать в авторскую мысль, тем прекраснее покажется церковное вероучение. Вы увидите, что там есть место и сложнейшим, совершенно небанальным интеллектуальным построениям, и неожиданному взгляду на привычные наши представления о пространстве, времени, материи, и высокой поэзии. Просто это уже не уровень воскресной школы.

Самые популярные материалы

Фев 17, 2017
Результат распада  эмали зуба, является  нехватка кальция и фосфора в организме человека. Поэтому рекомендуется  есть, как можно больше фруктов зеленых овощей  и орехов. Это самое лучшие продукты для зубов В этой ...
Актуальные новости
Что нужно для того, чтобы обстановка в офисе была рабочей? Естественно, она складывается из совокупности разных ...
Согласно новой теории, предложенной группой Калифорнийских ученых, исчезновение динозавров 65 миллионов лет назад, ...
Дороги друзья, я думаю, вы замечали, что работоспособность меняется в течение дня. Это зависит от биологического ритма
Комплексный учет потребления электроэнергии очень важен для коммерческого потребителя, который использует для этого ...
Жизнь это движение и ничто не может быть статичным на этой планете. Абсолютно все видоизменяется. Каждый человек придя,
Можно ли научиться управлять стрессом? Да, можно отвечу я. Причем можно научиться, как уменьшать, так и увеличить ...
Благодаря ОСТРЫМ РОГАМ и КОСТЯНОМУ ВОРОТНИКУ травоядный динозавр трицератопс был более чем достойным соперником ...
Прекрасный русский романс 1910 года. Задушевная печальная мелодия о цветке, который является символом Японии.Цветок ...
Фантазия человека поистине безгранична, она подталкивает его творчески использовать различные предметы обихода: вещи,

Туристические закладки

  • Путешествия по миру
Опубликовано: Mskd News
Март 18, 2018
В иностранных городах можно не только отдыхать. Может, во время путешествия у тебя возникнет ...

Контакты

По всем вопросам, Вы можете 

написать нам на почту

adm@mskd.ru