Свято место

Ранее организация по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» обратилась к правительству с просьбой брать компенсацию с компаний, которые после событий 2022 года ушли с российского рынка, пишут «Известия». Глава организации Олег Павлов напомнил, что их уход создал массу трудностей россиянам: невозможность обновить софт на гаджетах и купить дополнительные услуги, увеличение сроков ремонта и диагностики, отключение ряда функций, например, на телефонах и машинах.
Однако, подчеркнул Оболенский, это не единственная трудность, с которой, возможно, смогут столкнуться желающие вновь возобновить деятельность в РФ.
«В июне в Госдуме проходит второе чтение законопроекта, призванного регулировать процесс возвращения иностранных компаний в Россию, — отметил эксперт. — Согласно документу, для возобновления работы потребуется получить согласие от государственных органов и новых владельцев. Это значит, что компания, выкупившая активы ушедших брендов, будет принимать решение о возвращении имущественных активов самостоятельно».
Кроме того, бренд не сможет вернуть принадлежащие ему ранее активы, если он зарегистрирован в недружественной стране, с момента сделки прошло более двух лет, а в договоре на обратный выкуп указана цена, не соответствующая рыночным показателям. Исключение — согласие государства и текущих владельцев имущества на перепродажу, добавил эксперт.
«Также, если иностранная компания работает в сфере экономики, имеющей критически важное значение для России (агросектор, наука и инновации, машиностроение и т. д.), решение о возвращении на отечественный рынок будет принимать непосредственно президент страны, — отметил адвокат. — Таким образом, даже те бренды, которые уходили из России с опционом на выкуп, рискуют столкнуться с серьезными проблемами. Учитывая текущую обстановку, не исключено, что иностранные компании будут массово получать отказы, особенно если они были уличены в финансировании ВСУ».
Но даже те бизнесы, которые смогут пройти своеобразную «фильтрацию», в свою очередь, столкнутся с другими вызовами, уверен собеседник.
«Освободившиеся после событий 2022 года ниши экономики уже давно прочно заняты компаниями из дружественных государств и отечественными предпринимателями, — уточнил Оболенский. — Поэтому „возвращенцам“ придется с нуля начинать свою деятельность, сталкиваясь с серьезной рыночной конкуренцией. Кроме того, таким брендам будет сложнее добиться лояльности аудитории — отечественный рынок претерпел существенные изменения, и теперь уровень конкуренции существенно возрос. Потенциальные потребители могут сознательно игнорировать предложения вновь вернувшихся компаний, что также станет серьезным вызовом».