Экономике России снова пророчат стагфляцию
Стагфляцией называется ситуация, когда происходит стагнация экономики, то есть, сокращение производства, одновременно с ростом цен, то есть, с инфляцией. Большинство россиян с этим явлением хорошо знакомо на собственном опыте. Классическая стагфляция в России была в 1991-1996 годах, когда ВВП страны сократился втрое, а цены выросли в десятки раз.
Однако, по мнению аналитиков ЦМАКП, стагфляция снова может накрыть нашу экономику из-за жесткой политики ЦБ РФ, уже повысившего ключевую ставку до 21% и давшего четкие сигналы к готовности сделать это ещё раз, если не получится замедлить рост цен. Эксперты утверждают, что подобная политика имеет ограниченную эффективность воздействия на инфляцию, при этом риски рецессии и разбалансировски процессов воспроизводства в реальном секторе, прежде всего, в машиностроении, весьма высоки. По мнению экономистов, основная часть проинфляционных факторов в российской экономике связана не с повышенным спросом, на который и пытается воздействовать ЦБ РФ, повышая ключевую ставку, а с ситуационными шоками со стороны предложения — ценами на импортную и сезонную продукцию, ростом тарифов, усложнением логистики и международных расчетов.
По мнению главного научного сотрудника Института экономики РАН Игоря Николаева, вывод о грозящей России стагфляции, сделанный ЦМАКП, верный, однако связывать это исключительно с политикой Центробанка, неправильно. Если мы сравним состояние экономики в начале и середине 2024 года, то заметим её торможение. В первом квартале был рост промышленного производства составлял 5–6 %, а в отдельные месяцы доходил до 8 %, то уже летом ситуация поменялась. С июня по сентябрь этот показатель находится около 3 %. Безусловно, это ещё рост, эно налицо негативная динамика. Сегодня мы видим целый комплекс причин, по которым экономика тормозит: санкционное давление, дефицит кадров и проблемы с международными платежами. По мнению Николаева, Банк России ведёт правильную политику, но всё-таки недооценивает негативное влияние повышенной ключевой ставки. Просто для ЦБ первостепенная задача — обуздание инфляции. Он не отвечает за темпы роста экономики, напомнил эксперт.
«Риски существенного замедления темпов роста в России, особенно при таких высоких процентных ставках, конечно, есть, — полагает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. -—Темпы роста экономики в РФ уже замедлились: если в I квартале 2024 года рост ВВП составлял 5,4% в годовом выражении, то уже во II квартале рост в годовом выражении замедлился до 4,1%. В то же время нельзя не отметить, что последний раз рост ВВП на 4% в годовом выражении в России наблюдался только в 2012 году».
Годовая инфляция в сентябре превышала 8,6%, но этот показатель сравним со значениями 2021 года, а до 2009 года Россия вообще жила при хронически высокой инфляции, превышающей 10% в год. Тем не менее, рубль не обесценивался, экономика росла на 8% в среднем в год, реальные доходы населения до 2014 года тоже ежегодно росли. Но после кризисов 2014-2016 и пандемии коронавируса 2020 года, к сожалению, Россия привыкла к тому, что её экономика или падает, или стагнирует, не дотягивая даже до 3-процентного годового роста ВВП. В последние два года ситуация в реальном секторе экономике изменилась к лучшему, поскольку гособоронзаказ и импортозамещение стали ключевыми точками экономического роста. В то же время нет оснований утверждать, что ЦБ РФ повышает процентные ставки впустую, и что с помощью даже таких высоких процентных ставок, как в этом году, инфляцию якобы победить вообще невозможно. Напомним, что в США, Канаде, Великобритании, еврозоне у центральных банков время от самого первого повышения процентных ставок до перехода к их снижению заняло 1,5-2 года. Банк России после серии снижений ключевой ставки в 2022 году с лета 2023 года начал повышать процентные ставки, причём с достаточно длительным перерывом в I полугодии текущего года, так что пока преждевременно утверждать, что сохраняющаяся относительно высокая инфляция при небольшом замедлении темпов роста — это уже признаки стагфляции. Российской экономике угрожает не стагфляция, а замедление роста из-за недостатка производственных мощностей, которые в значительной степени обеспечивают выполнение гособоронзаказа, и, кроме того, по причине дефицита квалифицированных кадров, особенно в обрабатывающей промышленности и IT-секторе, подчеркнула Мильчакова. Оригинал Московский Комсомолец