Маски для лица рекомендуется делать дамам ,которым уже больше, чем 25 лет,чтобы
Геодезия участка может выполняться комплексно или заказываться отдельными ...
Замбия принадлежит к числу африканских стран, куда виза российским гражданам не
Лунный камень имеет полупрозрачный цвет. Этот камень еще с древних времен ...
Турция манит туристов со всего мира, в том числе и с РФ. Страна изобилует ...
Многие женщины считают, что посещать гинеколога стоит, только если возникли ...

"Сентенция": монохром последних лет великого Варлама Шаламова

Фото в статье: кадры из фильма "Сентенция", прокатчик TenLetters

Sobesednik.ru — он дебютной картине режиссера Дмитрия Рудакова, рассказывающей о периоде жизни Варлама Шаламова в доме престарелых.

Черно-белый экран застилает звукозаписывающая пленка, с которой раздается мужской голос. Незнакомец перечисляет отдельные слова, постепенно формирующие цельную картину: подъем, развод по работам, обед, конец работы, отбой, на улице холодно, дождь, суп холодный, суп горячий. Говорит он и о двух десятках слов, которыми обходился первый год. Половина из них были ругательными. Испуг обуял его, когда прямо под правой теменной костью возродилось нечто давно забытое. «Сентенция!» — прокричал он, встав на нары и обращаясь к небу.

Это пришедшее из далекого, недосягаемого мира слово, отбывая срок на Колыме, однажды вспомнил Варлам Шаламов — ему и посвящена дебютная работа Дмитрия Рудакова, получившая название «Сентенция». Лента рассказывает о том периоде, когда писатель (его играет Александр Рязанцев) медленно угасает в доме престарелых. В фильме об авторе «Колымских рассказов» мы не увидим ссылочных мест, однако работа Рудакова излучает лагерные страх и боль — ими пропитан буквально каждый кадр. 

«Отмороженные пальцы рук и ног ныли, гудели от боли», — писал Шаламов в своем рассказе «Сентенция». Подкрепляя строки писателя, Рудаков демонстрирует искалеченные временем, непомерными трудом и условиями жизни руки героя Рязанцева, который едва наливает себе скудную похлебку и спиртное, проливая часть на стол. Пробегая же взглядом по изломанному, исхудалому телу, камера дает возможность зрителю проследовать по его жизненному пути. Большое внимание уделено чуткости восприятия звуков: скреб ногтей по стене, треск и хрипы — все это вызывает невольную ассоциацию с лагерями. 

В строгой и сдержанной картине, где стираются границы между художественным и документальным, фактура невероятно сочетается с текстами Шаламова. Форма речи фильма – не крик, а едва различимый, но леденящий пронзительный шепот, от которого веет лагерными страхом и болью без наличия в кадре лагеря как такового. «Сентенция» похожа на предсмертное видение, а ее основное место действия (дом престарелых) - на некий перевалочный пункт, где герои находятся будто вне времени и пространства. 

Первые же кадры «Сентенции» отсылают к беккетовскому «Ожидаю Годо». Подобно Владимиру и Эстрагону, постояльцы дома престарелых (Валерий Жуков и Иван Краско) словно пригвождены к этому месту — один, собственно, даже не может ответить на вопрос о том, какой нынче день недели. Их покой нарушает приезд Варлама Шаламова с его таинственным сопровождающим (Сергей Марин) опрятного и солидного вида. В произведении ирландского драматурга читатель мог определить личность Годо по собственному усмотрению — он мог быть Богом, Смертью и тд. Фигура, которую прождали герои пьесы Беккета, материализуется в «Сентенции» в виде мрачного спутника Шаламова, который видится преследующей его тенью, выросшей из советской репрессивной эпохи: однажды она изобьет писателя ремнем и накажет «больше не издавать ни слова». 

В последний раз Варлам Шаламов увидит своего гостя перед смертью. Однако до этого, ослушавшись приказа, он успеет надиктовать неким молодым диссидентам, желающим сохранить память о писателе и собрать воедино его творчество, строки своих стихов. Это, к слову, еще один момент, произрастающий из реальности: несмотря на деменцию, Шаламов продолжал творить. Как однажды в затуманенном болью сознании родилось и укрепилось всплывшее в суровой тайге слово, так непрестанно возрождался и укреплялся дух автора, который до последнего сопротивлялся духовной и телесной смерти. Но если физической смерти не избежать, то имя и искусство могут остаться (и остались) бессмертными.

Теги: #Кино

Самые популярные материалы

Фев 11, 2017
Полезные для здоровья  специи -  укроп и имбирь.  Считается, что почти все специи полезные для нашего организма. Почему почти все - все специи полезны для нашего здоровья! Для начала  будем хвалить две специи - укроп и ...
Актуальные новости
Промышленные теплоносители - это залог долгой работы оборудования, поскольку без качественного теплообмена не будут ...
Бурение скважины является универсальным вариантом для дачника, который хочет получить постоянный источник чистой воды.
Подпись относится к поведенческим биометрическим параметрам человека. Верификация (подтверждение подлинности) подписи –
Согласно новой теории, предложенной группой Калифорнийских ученых, исчезновение динозавров 65 миллионов лет назад, ...
Можно ли научиться управлять стрессом? Да, можно отвечу я. Причем можно научиться, как уменьшать, так и увеличить ...
Общеизвестную  народную мудрость:   Ревнует значит, любит.  Я не согласна с этим  Да любится,  да не хочется ни с кем
Влияние луны на человекаВсе мы предполагаем, что на нашей земле и в нашей жизни все происходит по каким- то циклам, ...
Археологи, работающие в Ираке, возможно, обнаружили утерянную могилу знаменитого царя Гильгамеша, героя старейшего ...

Туристические закладки

  • Путешествия по миру
Опубликовано: Mskd News
Май 12, 2017
Франция страна, подарившая миру очень многое. Живописцы, модельеры, революционеры, писатели, ...

Контакты

По всем вопросам, Вы можете 

написать нам на почту

adm@mskd.ru