В разнообразии бюстгальтеров легко запутаться даже самым искушенным модницам. А
Как сделать французский педикюр. До того, как украсить ногти на ногах ...
Волосы - это индикатор здоровья и внутреннего равновесия организма. Здоровые ...
Испания привлекает поклонников экскурсионного отдыха и пляжников. Города и ...
Бурение скважины является универсальным вариантом для дачника, который хочет ...
Привычный вывих плеча возникает в качестве осложнения после обычного, ...

Чем грозят России новые санкции США

Чем грозят России новые санкции США Вводя вторую часть санкционного пакета по делу Скрипаля, администрация Трампа пыталась решить сложную задачу – выбрать меры достаточно вегетарианские, чтобы не ухудшать и без того плохие отношения с Россией, но при этом не вызывающе беззубые. Выбор совсем неэффективных санкционных мер мог вернуться Белому дому бумерангом.

Российские комментаторы нередко интерпретируют санкционные меры как «вещь в себе» — отдельные шаги абстрактного кукловода, в роли которого выступает обобщенный Вашингтон. На самом деле, санкции имеют несколько измерений: внутри- и внешнеполитическое, юридическое и экономическое, и принимают окончательную форму в результате взаимодействия многих сил и факторов. Я попытаюсь на примере «химических санкций» пояснить механику этого взаимодействия.

Компромисс в США

Санкции прописаны в общем виде в законе 1991-го года о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения (Chemical and Biological Weapons Control and Warfare Elimination Act) и вводятся в два этапа. И в вопросе подтверждения самого факта применения химического оружия, и в вопросе наложения и снятия санкций закон оставляет существенные функции контроля конгрессу. При том, что сам Трамп не был в восторге от перспективы введения ограничительных мер, вообще не признать факт применения химического оружия в Солсбери на фоне продолжавшегося на тот момент расследования бывшего спецпрокурора Роберта Мюллера никакой практической возможности у него не было. После этого введение самих санкций стало вопросом времени. Свобода действий у администрации оставалась в сроках (закон говорит о том, что санкции нужно ввести, но не устанавливает когда) и в выборе и интерпретации конкретных мер (нужно выбрать три из шести).

Здесь уместно поговорить о внутриполитическом раскладе в США в части отношений с Россией. Традиционно интерес американских политиков к России невелик, что связано как с довольно низкими объемами двусторонней торговли, так и небольшим — на мировом фоне — размером российской экономики (около 2% номинального мирового ВВП). Все поменялось после выборов 2016 года, когда Россия оказалась в эпицентре внутриполитической схватки между демократами и сторонниками Трампа.

На пике противостояния (2017-2018 годы) антироссийский консенсус в конгрессе был практически абсолютным. Закон, кодифицировавший введенные ранее меры и механизм вторичных санкций (CAATSA), был принят со счетом 98:2 в сенате и 419:3 в палате представителей. В американском истеблишменте практически отсутствует какое бы то ни было «пророссийское лобби» — из действующих видных политиков, к условным сторонникам улучшения отношений с Россией можно отнести, пожалуй, только самого Трампа и сенатора Рэнда Пола (еще один известный пророссийский конгрессмен — Дэйна Рорабейкер — проиграл выборы в 2018 году).

После окончания расследования Мюллера наиболее «токсичный» вопрос российской тематики — о сговоре с командой Трампа — оказался закрыт. Интерес к России, который в текущих условиях может быть только негативным, упал — на последних дебатах демократов РФ упоминалась лишь два раза — в контексте вопроса о продлении СНВ-3, а самостоятельные санкционные законопроекты вязнут в конгрессе и не выносятся на голосование. Но затягивание применения второй части закона о химическом оружии почти на год уже несколько раз вызывала вопросы и официальные запросы конгрессменов, имеющих возможность снова перехватить управление санкционным процессом — проводя санкции в виде поправок к более важным и популярным законопроектам.

Дальнейшее бездействие или выбор совсем неэффективных санкционных мер вполне могли вернуться администрации бумерангом. Именно это произошло зимой 2018-го: на требования закона CAATSA подготовить доклад о «приближенных Путина» американское казначейство поначалу отреагировало сугубо формальным списком из 210 человек, включающем почти всех членов правительства и российского списка Forbes. Сильнейшая критика конгресса вынудила правительство в срочном порядке искать кандидатов для «жестких мер» — в результате в самую тяжелую из санкционных категорий (SDN) попала компания UC Rusal. Фактически правительство Трампа без прямого внешнего повода и очевидной цели применило на сегодняшний день самую жесткую из возможных санкций и создало серьезные проблемы как мировому рынку алюминия, так и европейским странам. Устранение последствий шага потребовало изменения структуры владения компанией и почти года усилий со стороны самого казначейства и европейских лоббистов.

Таким образом, вводя вторую часть санкционного пакета по делу Скрипаля, правительство Трампа пыталось, видимо, решить довольно сложную задачу — выбрать меры достаточно вегетарианские, чтобы не ухудшать и без того плохие отношения с Россией, но при этом не вызывающе беззубые. Последнее могло активизировать конфликт с конгрессом по модели зимы 2018 года.

Сложный баланс

В целом в этот раз правительство сумело найти нужный ему баланс. Из формально серьезных мер — ограничение участия американских финансовых организаций в кредитовании правительства, ЦБ и ФНБ, а также в первичном размещении их облигаций в иностранных валютах. По закону казначейство имело право ввести ограничения лишь для американских банков и только в отношении кредитов (которых нет) и покупки облигаций на собственный баланс — это прямое требование законодательства. В этом случае Россия по-прежнему смогла бы размещать долларовые бумаги, а американские фонды покупать их. Но такая размытая трактовка, скорее всего, вызвала бы возмущение в конгрессе.

С другой стороны, из под действия закона явно исключена покупка ОФЗ — наиболее важная для РФ категория долга, в которой доля нерезидентов среди инвесторов близка к 30%, а запрет на другие бумаги ограничен исключительно первичным рынком. Также под закон не подпадают иностранные банки.

В теории Россия может попробовать разместить долларовые бумаги по существующей схеме через Национальный расчетный депозитарий (НРД). Основная сложность — проведение платежей в долларах при покупке облигаций: расчеты в долларах между разными организациями минуя американскую платежную систему невозможны, соответственно американские банки не смогут провести такой платеж, не получив от Казначейства явной либеральной трактовки термина «участие в размещении». Альтернативой могут быть расчеты за покупку в иных валютах — рублях или евро — по фиксированному курсу. Скорее всего, подобное размещение было бы ориентировано в первую очередь на российские внутренние и офшорные деньги.

Потеря американских инвесторов не критична — они покупали чуть более 20% в последних валютных выпусках, размещавшихся с большой переподпиской. Да и сами валютные выпуски в текущих условиях высокого бюджетного профицита российскому Минфину не так уж нужны.

Более серьезной санкционной угрозой могут стать законопроекты DETER и DASKAA — их ослабленный вариант может быть введен поправкой к оборонному бюджету. Но, скорее всего, в случае введения механизм действия этих законов будет условным, т.е. ограничения (в т.ч. и на госдолг, включая ОФЗ) будут вводится только при установлении факта вмешательства в выборы.

Евросоюз не присоединится

Американские санкции часто носят экстерриториальный характер — через ограничение доступа к платежной системе и «затягивание» в орбиту иностранных финансовых организаций, имеющих филиалы и подразделения в США (а это, например, почти все международные банки). К тому же, санкционные меры ЕС и США 2014-2015 годов согласовывались.

Присоединится ли ЕС де факто или де юре к новым санкциям? Скорее всего, нет.

Формулировки в американском указе явно исключают иностранные банки из ограничений. Последнее оставляет России возможность размещать евробонды в других валютах – в первую очередь, в евро. В перспективе это может оказаться полезной возможностью — спрос на качественные активы с положительными ставками в евро велик из-за отрицательных ставок ЕЦБ. В России он, вероятно, вырастет еще вследствие курса на дедолларизацию: доля евро сильно увеличивается в расчетах и со странами ЕС, и с Китаем (там она поднялась с нуля до 37%).

В конце 2018 года ЕС принял закон о мерах по борьбе с распространением и применением химического оружия, предусматривающий запрет на въезд и блокировку активов. В январе он был применен к ГРУ, его руководству и двум участникам операции в Солсбери.

Существующее законодательство не требует дополнительных мер, а любые серьезные новые меры не могут быть введены без единогласного одобрения членов Союза. Аппетит усиливать санкции у тяжеловесов ЕС сейчас полностью отсутствует по следующим причинам:

Европа раздражена выходом США из иранской сделки и односторонними действиями администрации Трампа. В целом отношения как с США, так и с готовящейся к выходу из ЕС Великобританией находятся в нижней за многие годы точке, и активное участие в чужом противостоянии в таких условиях для ЕС вряд ли оправдано;

Франция и лично Макрон хотели бы после выборов на Украине добиться прогресса в урегулировании на Донбассе — наложение на Россию санкций вряд ли поможет этим планам; последние действия американцев — с Ираном, UC Rusal, угрозы ввести ограничения против проекта «Северный Поток-2» весьма негативно оцениваются политиками и бизнес-сообществом Германии, что также исключает активную координацию санкционных мер с США;

ряд стран ЕС, в первую очередь Италия, активно высказываются против экономических ограничений во взаимодействии с Россией — и получение их согласия на санкционную эскалацию потребует неоправданно высоких усилий.

Кроме того, ЕС с большим отрывом крупнейший торговый партнер России — товарооборот с Европой в 2018 году был почти в три раза выше, чем с Китаем и составил €253 млрд (42% российского товарооборота). Европейская валюта — основной бенефициар дедолларизации, в которой заинтересованы многие развивающиеся страны (в первую очередь, Китай и РФ). В этом плане вряд ли стоит опасаться, что ЕС будет стрелять себе в ногу и без острой необходимости вводить какие-либо санкции, ограничивающие использование евро.

Прямой финансовый эффект от «химического пакета» будет умеренным. Но финансовые санкции, хоть и вызывают наиболее острую реакцию рынков, в любом случае не так уж принципиальны для России с ее двойным профицитом текущего счета и бюджета. Более важны прямые и косвенные ограничения в передаче технологий и реализации совместных проектов. Их эффект менее очевиден, но проявляется на длинных горизонтах через замедление экономического роста.

Самые популярные материалы

Июнь 01, 2020
Многие женщины считают, что посещать гинеколога стоит, только если возникли какие-либо проблемы в этой сфере. Но на самом деле это не так. Своевременный плановый осмотр у гинеколога позволит выявить и предотвратить ...
Актуальные новости
Говорят, что сон в объятиях любимого человека - самый сладкий. Что, безусловно, верно, но только при условии, что пара
На это раз новость, которая касается посуды, но, как вы догадываетесь, необычной посуды. А той, что сделана.... из ...
Сейчас  уже очень многие женщины понимают  насколько это важно быть женщиной и не играть чужие роли. В каждом из нас ...
Недавно, у нас в гостях была Свекровь. Она постилась в этот период времени. Почти каждый год она постится.  Держит Пост
Маски для лица рекомендуется делать дамам ,которым уже больше, чем 25 лет,чтобы сохранит молодость кожи надолго и иметь
Полноценное, качественное питание в период лактации чрезвычайно важно для здоровья матери, от этого зависит и качество
Главным разрушительным элементом длительных отношений является однообразие и скука. Как известно, вода камень точит. ...
Поход к стоматологу даже у большинства взрослых вызывает дрожь и стрессовое состояние, чего уж тут говорить о ...
Одним из самых узнаваемых архитектурных сооружений Лондона является Биг-Бен. Официально Биг-Беном называют колокол ...

Туристические закладки

  • Путешествия по миру
Опубликовано: Mskd News
Нояб 22, 2017
Когда Христофор Колумб вступил на землю нынешней Доминиканы, на остров, названный им Эспальола, ...

Контакты

По всем вопросам, Вы можете 

написать нам на почту

adm@mskd.ru