Любовь и заповеди
И вот, как тут разобраться, о какой любви идет речь? Понятно, что в любом случае, любовь предполагает некое влечение к своему предмету, о чем бы ни шла речь. Но… бывают ведь очень разные формы такого влечения, даже если рассматривать исключительно отношения между людьми. Любящий муж способен измучить любимую жену ревностью и подозрительностью. Любящая мать неумеренной своей заботливостью может вырастить из сына не мужчину, а вечного мальчика, нуждающегося в опеке. Любящий отец незаметно для себя может превратиться в домашнего тирана. Вариантов может быть множество, но очевидно, что все это – искажения настоящей, подлинной любви. И совсем не об этом говорит Христос, когда призывает нас любить друг друга.
В Новом Завете есть очень точное описание такой любви:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…»
Достаточно примерить к своему чувству эти критерии, и сразу же станет ясно – соответствует ли оно христианскому пониманию любви или не очень. Собственно, эти свойства мы во всей возможной полноте видим в образе Христа, каким Он представлен в Евангелии. И все заповеди Евангелия – тоже не что иное, как образы проявления любви к ближнему. То есть – образы Христа, который Сам же и исполнил все заповеданное Им прежде всех прочих людей. И когда звучит вопрос – для чего нужны заповеди, мне думается, вполне уместным будет ответ – чтобы очистить это прекрасное слово «любовь» от всех наносных и ложных смыслов, чтобы научиться любить по-настоящему – не раздражаясь, не ища своего, не завидуя, долготерпеливо и милостиво. А проще говоря — так, как нас всех любит Господь.